У владельцев автомобилей Нива всех генераций одной из трудноразрешимых проблем остается расход топлива.
Внедорожник с корнями из советского прошлого всегда имел большие аппетиты, чем легковые модели, аналогичные по габаритам. Это связано с полноприводной конструкцией, необходимостью дополнительных затрат на разгон рабочих оборотов в раздаточном блоке, кардане, фронтальном мосту, колесных узлах.
Кроме того, мотор на серии Тревел, несмотря на усовершенствования, разрабатывался еще в 70-е годы прошлого столетия, поэтому требовать от него современных показателей неуместно.
Рекомендованное топливо
Авто Нива Тревел выпускается с движком, объемом 1,7 л (1690 куб.см), который выдает предельную мощность 80 л.с. при крутящем моменте 129 Нм. Рекомендованное горючее – бензин АИ-95, размещение цилиндров – рядное, эко-класс – Евро-5.
Нива Тревел потребляет горючее, наравне со своими старшими собратьями (литров на 100 км):
- по трассе – 8,5-9,5;
- в городе – 12,0-13,4;
- смешанный цикл – 10,0-10,2.
Расход бензина приведен условно, с учетом отзывов пользователей и мнений экспертов, поскольку рассматриваемый автомобиль не оснащен датчиком мгновенного потребления горючего. Приблизительные цифры сходятся с параметрами, приводимыми производителем (часто заводы занижают фактические данные).
Расход дизеля или бензина по бездорожью обсуждать не имеет смысла. Пробуксовки в грязи и лужах могут сжигать более литра на каждый километр. В этом случае приоритет – не экономия горючего, а возможность добраться до места назначения. Здесь возникает вопрос – а хватит ли топлива вообще?
Затраты по трассе
При перемещении за городом реальный расход горючего зависит от ряда факторов:
- Аэродинамические воздушные потоки. Для улучшения проходимости машину «завысили». При этом кузов поднялся, что обусловило повышенные затраты бензина на «расталкивание» атмосферного сопротивления.
- Затраты на трансмиссионный узел. В полноприводном блоке количество деталей увеличено. Суммарные потери становятся заметными, невзирая на то, что КПД конкретного подшипника может достигать 0,99.
- Раздаточный узел тревожит водителей громкими звуками и «завываниями». Связано это с конструкторскими особенностями (мотор проектировался с увеличенными допусками, в связи с отсутствием сверхточного станочного оборудования.
Для снижения шумности современных «раздаток» используют комплексные присадки для трансмиссионной жидкости, существенно уменьшающие проблемы с приработкой шестеренок. По факту, «завывание» – не просто посторонний звук, а симптом увеличения затрат на трение, что негативно сказывается на экономичности. - Шины. Совместить хорошие сцепные характеристики по бездорожью и низкие потери на трение – нереально. На внедорожнике приходится жертвовать последним.
Городское передвижение
При езде по городу плюсуется фактор слабой приемистости движка. Несмотря на многократные модернизации головки, внедрение распределенного впрыска, мотор, рассчитанный на 1, 2 л, расточкой объемом 1,7 л доведен до предела. Установленный ДВС изначально склонен к перегреву, дальнейшее увеличение кубатуры неприемлемо, поскольку перегородки цилиндра станут микроскопическими по толщине.
Турбина – не выход из положения, поскольку для ее эксплуатации требуется принципиально иная организационная система, включая культуру изготовления и эксплуатации. В связи с этим, приходится активно давить на газ, чтобы не выделяться из общего потока, состоящего преимущественно из резвых иномарок, расплачиваясь перерасходом топлива (до 10,2-10,5 л на 100 км).
По факту, машина не ориентирована на семейные поездки в супермаркет или на работу в офис. У нее другие приоритеты, что не является тайной.
О преимуществах и недостатках
Следует учитывать, что многие минусы при изменении эксплуатационных условий нивелируются или становятся плюсами. Например, для граждан, проживающих в отдаленных городах и поселках важнее добраться по грунтовке или снегу, не обращая внимания на то, какой расход топлива, чем иметь экономичное авто и ждать улучшение погоды. Подобная особенность актуальна для многих регионов России.
На бездорожье аэродинамическая нагрузка растет пропорционально скоростным параметрам, остается в пределах погрешности измерений. Привычная конструкция и относительная простота движка Нивы Тревел позволяют самостоятельно починить мотор, при этом запчасти на него не являются дефицитом.
Указанный автомобиль, как и его предшественники, предназначен для использования в определенных условиях, когда качества внедорожника превалируют над прочими моментами.