На автомобили Лада X-RAY устанавливались 1,8-литровые двигатели ВАЗ-21179 и силовые агрегаты на 1,6 литра H4M. Производитель рекомендует делать замену ремня спустя 90 000 км пробега. Хотя практика показывает, что он выходит из строя уже после 60 000 км. А вот ремень ГРМ регламентируется к замене каждые 180 000 км. Однако и тут его ресурс дотягивает в среднем только до 100 000 км. А проверять его состояние понадобится каждые 15 000 км. Давайте разберемся, как поменять эти ремни своими руками.
Артикулы запчастей
Для замены потребуется приводный ремень с артикулом 8450006328 или 7PK1051117204148R (130289574R) для силовой установки H4M. В качестве аналога можно использовать Dayco 7PK1045 1045 мм. Такой ремень никогда не будет перетянут. Крышку натяжного ролика можно приобрести под артикулом 8450006996.
Кроме того, вам может понадобится:
- втулка натяжного ролика;
- гайка натяжного ролика;
- натяжной ролик — 8450006996 или 130705436R;
- гидронатяжитель — 6640500111;
- помпа — 21129-1307010-20;
- направляющая цепи — 130851293R;
- башмак натяжителя цепи — 130852759R;
- форсунка смазки ремня — 13081ED000;
- механизм поворота впускного распредвала — 130250036R;
- звездочка выпускного распредвала — 13024CJ00B;
- палец башмака натяжного ролика —13094ED000;
- болт выпускного распредвала — 13012CJ00A;
- болт впускного распредвала — 13012ED000.
Для H4M можно приобрести готовый ремкомплект для замены ремня вспомогательных агрегатов — 117203168R. Для ВАЗ 21179 можно использовать также ремкомплект GATES K015631XS.
Подготовительные работы
Для того, чтобы заменить ремень на двигателе ВАЗ-21179 или H4M своими руками, нам понадобится такой инструмент:
- бита TORX55;
- накидной ключ на 10 мм — г-образный ключ не подойдет из-за маленького расстояния между натяжным роликом и лонжероном;
- накидной ключ на 13 мм — для ослабления натяжного ролика;
- домкрат — для вывешивания двигателя, чтобы подлезть к натяжному ролику;
- шестигранная головка на 17 мм;
- головка E12;
- головка 19 мм (для двигателя H4M);
- оправки для фиксации распредвалов.
Стоит отметить, что если вовремя не поменять ремень, то он может оборваться. Если же такое случилось, загнутся клапана, что приведет к дорогостоящему ремонту двигателя с заменой поршней, клапанов и направляющих.
Этапы замены приводного ремня:
- Выключаем зажигание и минусовую клемму АКБ.
- Снимаем правое переднее колесо и подкрылок, чтобы было легче подлезть к шкивам.
- Извлекаем пластиковую заглушку с натяжного ролика.
- Ослабляем гайку натяжителя ключом на 13 мм.
- Ослабляем ролик. Для этого можно вставить биту TORX55 в отверстие, накинуть накидной ключ на 10 мм и провернуть против часовой стрелки. Натяжение ремня будет ослаблено.
- Снимаем ремень генератора. На двигателе H4M для снятия ремня, нужно накинуть головку 19 мм на гайку демпфера коленчатого вала и провернуть по часовой стрелке, одновременно поддевая ремень с помощью плоской отвертки.
- Вывешиваем двигатель, чтобы снять натяжной ролик. Для этого снимаем верхнюю опору двигателя — понадобится открутить два болта E12 и два болта шестигранной головкой на 17 мм. Опускаем двигатель.
- Снимаем натяжной ролик.
- Устанавливаем новый ролик.
- Наживляем гайку 13 мм и прижимаем ролик, чтобы он не болтался.
- Возвращаем двигатель на место.
- Устанавливаем опору, смазав резьбовые соединения болтов Е12 специальным герметиком.
- Надеваем новый ремень. На моделях с кондиционером это лучше делать в две пары рук: один человек направляет ремень, пытаясь набросить его на шкив кондиционера, а второй — крутит коленвал против часовой стрелки.
- Натягиваем натяжной ролик, проворачивая вставленную ранее биту по часовой стрелке до упора. Ролик уперся в кронштейн генератора и зафиксировал ремень.
- Затягиваем гайку натяжителя полностью.
- Собираем все в обратном порядке.
Этапы замены ремня ГРМ
Заменить ремень ГРМ на H4M гораздо легче, чем на двигателе ВАЗ-21179. Процесс усложняется наличием фазорегулятора на шкиве распределительного вала. На шкивах нет привычных меток, а валы нужно фиксировать специальными инструментами.
Чтобы заменить ремень ГРМ:
- Снимите впускной воздуховод.
- Снимите заглушки впускного и выпускного валов.
- Вставьте специальную оправку в прорези отверстий распредвалов. Для этого потребуется снять впускной коллектор, клапанную крышку, задающий диск. Чтобы снять коллектор, нужно демонтировать генератор и его кронштейн, а также верхнюю и нижнюю опоры двигателя. Прорези отверстий распредвалов должны оставаться в вертикальном положении.
- Зафиксируйте вал оправкой через кронштейн датчика коленвала.
- Снимите верхнюю защитную крышку ГРМ (вынимается вверх). Для этого потребуется отвинтить болты и поддеть саму крышку плоской отверткой. Если крышка не снимается, подрежьте герметик канцелярским ножом.
- Снимите нижнюю защитную крышку, отвинтив 2 болта.
- Снимите цепь. Для этого головкой на 8 мм открутите гидронатяжитель цепи, а также натяжной и успокоительный башмаки.
- Наденьте новую цепь или ремень, немного вращая шкивы распредвалов. Следите за тем, чтобы метки на цепи и шкивах совпадали.
- Натяните натяжной ролик.
- Уберите оправки блокировки валов.
- Установите все в обратном порядке.
Более ранние версии X-Ray оснащались двигателем HR16. Привод ГРМ здесь считается необслуживаемым. Поэтому, чтобы поменять ремень, нужно просто срезать старый и натянуть новый, надевая его на шкив водяного насоса и прокручивая при этом шкив коленвала.
Подробнее, как поменять ремень ШРМ на двигателе H4M, смотрите в видео: