Переход концерна «Автоваз» на использование механической коробки передач нового типа состоялся в 2016 году. Трансмиссия французской сборки увеличила свою стоимость, цена комплектующих также возросла, поэтому было принято решение о смене производителя.
Технические характеристики
Отечественная коробка передач, разработанная в короткие сроки, обладает следующими параметрами:
- Приводом переключения тросикового типа;
- Пятью скоростями;
- Передаточное отношение главной пары шестерен равно 3,94;
По сравнению с предыдущей коробкой передач от производителя «Рено», передаточное число главной пары снизилось. Это незначительно повлияло на интенсивность набора скорости, но разгон с места до скорости 100 км/ч стал происходить на одну секунду быстрее. Стоит отметить и более чёткое переключение с первой на вторую передачу, исчезли специфические «рывки».
Конструкция механической КПП «Лады Весты»
Агрегат французской сборки обозначается заводским номером GH3-510.
Агрегат отечественной сборки обозначается номером ВАЗ 21807.
Конструктивно коробка имеет следующие составные элементы:
- Картер, отлитый из лёгких сплавов металла, защищающий от механических повреждений и служащий маслоприёмником;
- Сапуна, предназначенного для отвода газов из внутренних полостей. Они образуются в результате нагрева масла трансмиссии и вращения деталей;
- Проушин, предназначенных для строповки и подъёма корпуса;
- Механического рычага переключения;
- Сальниковых уплотнений валов и полуосей;
- Концевого выключателя света заднего хода;
- Заливной горловины, оснащённой пробкой;
- Мерного щупа;
- Рабочего цилиндра системы сцепления.
Коробка передач «Лады Весты» имеет сцепление диафрагменного типа, выполненное по «сухому» принципу. Гаситель-демпфер крутильных колебаний расположен на приводном диске.
В комплектации используется два типа привода:
- Электронный с механическим актуатором. Применяется в роботизированных версиях;
- Гидравлический, облегчающий усилия водителя при нажатии на педаль.
Рабочий цилиндр помещается в одном одном корпусе с дисками сцепления и устанавливается внутри картера коробки. Нажимная пружина и выжимной подшипник имеют беззазорное сочленение, что повышает надёжность работы и увеличивает срок службы узла.
К основным неисправностям, с которыми сталкиваются мастера автотехцентров, относятся:
- Разрушение опорных и приводных подшипником качения. Причинами могут стать неправильная эксплуатация, повышенные нагрузки или «масляное голодание»;
- Излом зубьев шестерен или ослабление их посадки на оси;
- Трещины корпуса вследствие удара от постороннего предмета. Дефект проявляется в случае, если корпус коробки получил повреждение при наезде автомобиля на камень или кусок арматуры;
- Усталостные трещины в месте расположения крепёжных бонок болтов. Это может стать следствием изначальной неправильной установки болтов или их чрезмерного натяга в корпусе.
Отдельно стоит отметить применение некачественного трансмиссионного масла, которое может привести к заклиниванию гидравлических механизмов с последующим разрушением шестерен или подшипников. Посторонние частицы твёрдых фракций, которые могут находиться в масле, способны стать причиной поломки.
Версии с вариатором
Агрегат, хорошо проявивший себя на Рено Каптюр, Логане и Сандеро изготавливается компанией Stepway City и имеет модификацию, обозначаемую Jatco JF015E. Её можно также встретить на некоторых моделях Nissan.
Коробка имеет шесть «условных» передач, переключаемых системой управления дистанционно. Переключение чёткое и без рывков, водитель может даже не почувствовать «виртуальной смены» передачи.
Конструкция обладает:
- Двухступенчатым редуктором планетарного типа;
- Металлическим ремнём, изготовленным по многослойной технологии;
- Гидротрансформатором, обеспечивающим плавные переходные процессы.
В продаже используется аббревиатура «АТ». В классическом понимании – это автоматическая коробка передач. Но на «Весте» устанавливается именно вариатор.
Рисунок – Гидроблок агрегата JF015E
Накопленная статистика неисправностей позволяет определить основные поломки такого вариатора:
- Поломка входного вала с разрушением опорного подшипника качения. Происходит из-за повышенных нагрузок, предпосылками являются посторонние механические шумы при нахождении рычага переключения в положении «нейтраль»;
- Обрыв шестерни планетарного механизма. Шестерня, участвующая в зацеплении при движении вперёд, может разрушиться уже через 10 000 км пробега. Наиболее распространённая причина – ослабление посадки и натяга на полуоси;
- Сбои в работе гидроблока, приводящие к разрушению металлического ремня. При возникновении такого дефекта коробка полностью выходит из строя, подвижные элементы клапанной системы и гидронасоса перестают функционировать.