Регламент АвтоВАЗа предписывает свечи в Икс Рей менять в процессе осуществления манипуляций ТО-2, а именно после шести десятков тысяч пробега. И тут следует сделать сноску на то, что это отнюдь не безоговорочный мануал замены свечей зажигания, в том числе и в автомобилях тольяттинского производства. На самом деле они меняются в зависимости от:
- состояния самих свечей;
- актуального состояния двигателей, коих по периодам выпуска Икс Рей может быть три типа, а именно два автовазовских движка и один мотор ниссановский;
- стилистики дорожного поведения пользователей авто;
- а также условий использования техники и качества применяемого топлива.
И с учетом всех этих условий свечи на моторах ВАЗа в натуре меняют после 15 тысяч, а в японских движках – после 60 и даже после 80 тысяч преодоленных расстояний.
Принципы работы свечей
Основной задачей системы зажигания является трансформация обычного электричества в токи высоких напряжений с помощью свечей и через два оборота коленвала, а именно при ВМТ поршней, используя искровые разряды между электродами, осуществлять воспламенение в камерах сгорания топливовоздушных смесей.
Для образования искрового разряда необходимы не только высокие токовые напряжения между электродами в свечах – нужна, помимо этого, надежная изоляция между электродами и металлическими корпусами свечей.
Вот из-за чего центральные электроды, окружены керамикой, которая обеспечивает при этом, помимо изоляции, еще и жесткость, а также термическую стойкость и герметичность этих исполнительных элементов зажигания. С учетом того, что температура в камерах сгорания достигает 2,5 тыс. градусов, а давление может превышать атмосферное в более чем 60 раз.
Важно! Для нормальной работы зажигания необходимо, чтобы свечи имели температуру не менее, чем 400 градусов, которая специалистами определена в качестве температуры их самоочищения. А при максимальных нагрузках этот параметр не должен быть выше, чем 800 градусов. Собственно, параметром свечного самоочищения является такое себе калильное число.
Причем, чем выше это калильное число, тем выше возможная температурная нагрузка на исполнительные элементы зажигания.
Экспериментально доказано, что если температура свечей (причем, для каждых типов движков калильные числа имеют свои значения) ниже либо выше указанных параметров, то продукты сгорания бензина будут накапливаться, как на тепловых конусах, так и на самих электродах свечей.
Кроме нагара, свечи, подобранные для замены в движках без учета их калильных чисел, могут воспламенять топливовоздушные смеси вне зависимости от появления искрового разряда – от сильно нагретых тепловых конусов с появлением калильного зажигания. Дело в том, что пропуски в режимах работы движков и повышенные расходы – это, пожалуй, самые безобидные результаты калильного зажигания, а наиболее вероятные последствия – это прогоревшие поршни и клапана.
По поводу выбора свечей для Икс Рей в зависимости от их калильных чисел
Что касается калильных чисел, то это такие себе универсальные параметры для того, чтобы наши гаражные товарищи уразумели, какие свечи надо выбирать для того или иного движка, а именно:
- горячие с калильными числами в диапазоне от 11 и вплоть до 17;
- среднего калильного нагрева или с узкой вариацией чисел, а именно 17, 18, 19;
- холодные исполнительные элементы зажигания с калильными числами в диапазоне от 20 и вплоть до 26.
Собственно, выбор свечей зажигания должен быть не столько от типажа движков тех же самых Х Рей, а от типажа водительского дорожного поведения. Для примера, если на Икс Рей, владелец которого не обладает спортивным (читай, агрессивным) поведением поставить холодные свечи, то очень скоро они выйдут из строя из-за толстых слоев нагара.
Попросту говоря, если кто-либо из нашего гаражного сообщества, являясь владельцем Икс Рей использует транспорт преимущественно в городе, то надо ставить расходники с низкими калильными числами или горячие свечи. Если же технике предстоит преодоление дальних, а тем более в сложных дорожных условиях расстояний либо в гоночном режиме движения, то соответственно надо ставить холодные свечные расходники.
Определение актуального состояния элементов зажигания
Визуальная оценка свечных электродов дает возможность определения характеристик их работы, а именно:
- серый налет на тепловых конусах и электродах свидетельствует о нормальной их работе;
- наличие белого налета на электродах – это свидетельство того, что нарушен момент подачи зажигания;
- черный нагар указывает на то, что электроды вынуждены работать в условиях не достижения либо превышения температуры самоочищения;
- наличие маслянистого нагара на электродах говорит о выходе из строя маслосъемных колец.
Ставить ли иридиевые свечи
Многие их наших гаражных соплеменников говорят, что замена свечей в Икс Рей должна осуществляться с помощью иридивых расходников, мол, они обладают в два раза большим ресурсом, чем обычные свечи. Однако и стоимость их также в разы больше. Так что окончательный выбор остается за владельцами Lada Xray.
В качестве резюме
Что касается устанавливаемых АвтоВАЗом свечей на 1.8 литровые (21179) и объемом 1.6 литра (21129) движки, то это, как правило, продукция Brisk под артикулом DR15YC-1, а также изделия бренда Bosch с маркировкой FR7DCU и производства Bosch из-под Саратова с маркировкой АУ17ДВРМ по нашенскому ОСТ. Помимо них, завод может поставить свечные комплекты от Denso, имеющие артикулы, как SK20R11, так и IK20TT.
А относительно ниссановских (N4M) 1.6 литровых силовых агрегатов, то они с завода оснащаются элементами зажигания либо от NGK с нумерацией LZKAR7D-9 или от Denso под маркой IQ20, а также могут быть поставлены свечи BERU марки Z325.