По информации из СМИ, что якобы падение спроса на Икс Рей вынудило «АвтоВАЗ» принять решение, что коробка автомат исправит ситуацию с продажами. И со середины 2019-го начались поставки Лады этой версии с бесступенчатым вариатором японского происхождения Jatco.
Впрочем, Jatco – это компания, которая давно сотрудничает с нашим концерном. Достаточно напомнить, что 4-режимные АКПП этой компании до сих пор оснащают Ладу Гранту.
Однако xRay Cross получил не типичный гидроавтомат, а вполне себе новую вариаторную трансмиссию, которая, во-первых, предназначена специально для кроссоверов малого класса.
Во-вторых, трансмиссия доработана с учетом, как говорится, национальных особенностей российских: дорог, климатических условий и дорожного поведения нашего брата – авто пользователя.
И, в-третьих, аналогичная автоматическая коробка передач уже давно обосновалась в комплектациях такого джентльменского Альянса (а по нашим меркам – на троих придумано отнюдь недаром), как Рено-Ниссан и Мицубиси.
Читайте также
Вроде бы, как и у Альянса, вариатор на Икс Рей, да не такой
И, действительно, есть некоторые принципиальные отличия от вариаторов, используемых Альянсом, а именно в том, в Икс Рей ставят вариатор с двухступенчатым редукторным отсеком. Что позволяет, по мнению разработчиков, получить агрегат, во-первых, компактнее и, во-вторых, на 13 процентных пункта легче, чем у традиционных вариаторов семейства Jatco.
Эта конструкция якобы повышает тяговые способности авто. Однако о том, что вариатор не боится холодов, нагрузок, а тем более пробуксовок, сказать не осмелится, причем, как утвердительно, так и отрицательно ни один из оравы разработчиков, а тем более из более многочисленной банды экспертов.
Читайте также
То, что данная трансмиссия имеет определенную топливную экономичность на ровных участках трассы, то тут спорить не приходится. Как и то, что есть режим имитации ручного переключения скоростей, что благотворно влияет на:
- – облегчение маневров обгона;
- – спурты на подъем;
- – буксировку прицепа;
- – торможение движком;
- – на улучшение акустики в салоне.
С каким движком автоматическая коробка комплектуется на Икс Рей?
Это, производимый на собственном заводе АвтоВАЗа силовой агрегат такой марки, как HR-16, обладающий 1.6 литрами объема и хорошо проверенный, как на Сандеро, так и на Рено Логан, а также на Дастер и на Каптур. Этот движок имеет 16 клапанов, ГРМ цепного типа, обладает алюминиевым блоком и достаточно надежно себе проявил в массовых версиях, как Рено, так и Ниссан.
Тем не менее, как у нас часто это бывает, случилась оказия, в связи с тем в средине июля 2019-го было заявлено, что АМТ на Икс Рей – это вовсе и не вариатор.
И в подтверждение этого утверждения приведем ролик:
Во всяком случае, первые 2 минуты этого рекламного видео посвящено, как раз объяснению, что вариатор на Икс Рей отнюдь не классический вариатор, а некая компиляция традиционной КПП, вернее МКПП, гидротрансформатора и, собственно, вариатора под названием «автоматической трансмиссии».
Читайте также
Конструктивные особенности автомата
Для того, чтобы более наглядно продемонстрировать конструктивные особенности АМТ приведем фото:
Авто трансмиссия Икс Рей обладает гидротрансформатором (на фото красной стрелкой обозначен ведущий шкив вариатора на валу, выходящем из недр гидротрансформатора, а ведомый шкив обозначен зеленой стрелкой). Вариатором и планетарной передачей, которая находится на валу ведомого шкива вариатора.
Планетарный механизм этого агрегата обеспечивает два режима движения вперед, и один режим – назад. Это конструктивное решение, во-первых, уменьшило габариты шкивов и, во-вторых, укоротило металлический ремень, а все это, как уже говорилось, в итоге облегчило вес трансмиссии.
Читайте также
Улучшила ли эта компиляция надежность трансмиссии, сказать трудно. Хотя по философии, которую исповедуют инженеры, следует, что чем больше деталей у той или иной конструкции, то тем меньше ее степень надежности.
И тут нужно перефразировать Пушкина.
Опыт эксплуатации, как результат ошибок трудных
Хвалебные песни вариатору заканчиваются там, где:
- Во-первых, указывают его средний пробег порядка 100 тыс. км.
- Во-вторых, первые неприятности с вариаторной трансмиссией случаются уже после 20 тыс., а зачастую и после 10 тысячного пробега.
- В-третьих, ремень изнашивается значительно быстрее, из-за того, что шкивы меньше, а значит, и сам ремень короче, и поэтому испытывает большие нагрузки на единицу длины.
- В-четвертых, ремень подвергается изгибам по меньшим, чем в традиционных вариаторах радиусам шкивом. А это приводит, как к изнашиванию ремня, так и к износу поверхностей конусов шкивов.
В результате того, что в природе ничто не только не исчезает, а на самом деле переходит в другие состояния, поэтому продукты износа в виде стружки, путешествуя по гидравлической системе вариатора, изнашивают сопрягаемые поверхности. Далее падает давление масла, срывая в тартарары все настройки трансмиссии.
Читайте также
В итоге – дорогостоящий ремонт, а зачастую и покупка нового вариатора.
Гамлетовское восклицание: быть или не нет быть вариатору на Икс Рей – это уже вполне себе индивидуальный вопрос для каждого из нашего брата автолюбителя.